Трансплантация почки

Операции по трансплантации (пересадке) почки выполняются в Республике Беларусь не один десяток лет. Налажены тесные профессиональные связи с Oxford Kidney Unit и Birmingham Children Hospital.

На сегодняшний день имеется возможность выполнения всех без исключения видов почечно-заместительной терапии, которые осуществляются на высочайшем методологическом уровне.

Всего пересажено более 2000 почек, из них более 1000 за последние 4 года. Получены отличные результаты.

Женщины с пересаженной почкой смогли стать счастливыми мамами: у нас уже 13 малышей!

В Беларуси кроме стандартной трансплантации почки выполнены такие сложные трансплантации как многостадийная трансплантация почки от живого донора пациентке с экстрофией мочевого пузыря, комбинированная трансплантация печени и почки пациенту с вирусным гепатитом С и вторичным гломерулонефритом,  третья повторная трансплантация почки одному реципиенту,  комбинированная трансплантация сердца и почки пациенту с гломерулонефритом и дилатационной кардиомиопатией.

В каких случаях нужно делать пересадку почки?

Показаниями к трансплантации почки являются:

• гломерулонефриты;
    • хронический пиелонефрит (рефлюкс-нефропатия);
    • наследственные заболевания почек;
    • врожденные заболевания почек;
    • метаболические поражения почек;
    • обструктивная нефропатия;
    • токсическая нефропатия;
    • системные заболевания;
    • гемолитико- уремический синдром;
    • опухоли почек;
    • необратимая почечная недостаточность;
    • травма почек.

Сколько нужно ждать в очереди на трансплантацию почки?

В среднем, время ожидания трансплантации почки после постановки в лист ожидания составляет 16 месяцев.

Что представляет собой операция по пересадке почки?

Операция состоит из трех этапов:

Первый этап — это забор органа у донора (у родственного живого донора забор почки осуществляется лапароскопически, т. е., с минимальной травматизацией и последующей быстрой реабилитацией донора).

Второй этап (back table) – подготовка органа к трансплантации (выполняется параллельно с третьим этапом).

Третий этап – трансплантация почки, выполняемая под общей анестезией. Операция длится от 3 до 8 часов.

Кто может быть донором почки?

Забор почки в Беларуси осуществляется как от живых родственных доноров, так и от умерших доноров.

Живые доноры – люди, которые добровольно дают парный орган (или часть целого органа) для трансплантации реципиенту.

Умершие доноры — доноры, у которых с помощью клинических и аппаратных методов констатирована смерть (смерть мозга), но благодаря современной аппаратуре и медикаментам некоторое непродолжительное время еще может поддерживаться дыхание и кровообращение.

Есть ли какие-либо преимущества трансплантации от живого донора?

Да, конечно, у трансплантации почки от живого донора есть целый ряд преимуществ. В первую очередь, исключение длительного ожидания трансплантата. Возможность планирования и выбора даты трансплантации. Кроме того, чаще хорошая совместимость донор-реципиент (HLA-совместимость). Требуется менее агрессивная иммуносупрессивная терапия после операции. Все это дает лучшие результаты функции и выживаемости трансплантата, гораздо реже отмечается отсроченная функция трансплантата,  отсутствует повреждение почки-донора. Важным фактором является и эмоциональное удовлетворение донора.

С какими проблемами может столкнуться донор почки?

Без сомнения, в благородном порыве спасти близкого мы готовы на многое. Но следует знать, чем может грозить такое решение донору.

Во-первых, это психологический стресс для семьи.

Во-вторых, неудобства в ходе обследования (например, ангиография), риск нераспознанного скрытого хронического заболевания почек.

В третьих, риск в последующем травматического повреждения оставшейся почки. Кроме того, не следует сбрасывать со счета возможность малых и серьезных послеоперационных осложнений (до 50% и до 2%, соответственно), а также случающуюся смертность в послеоперационном периоде, которая составляет 1 случая на 3000 операций. Благодаря современной аппаратуре, технике и технологиям, высокой квалификации врачей эти риски сводятся к минимуму.

Что ждет пациента сразу после пересадки почки?

Для пациента послеоперационный период протекает, как и при обычной аппендэктомии — нет существенных ограничений в питании, двигательной активности, общении с родственниками. Практически сразу после пробуждения (на второй день) можно будет общаться с родными. потихонечку ходить по палате. Через неделю пациент может быть выписан на амбулаторное лечение.

Дома в послеоперационном периоде необходимо строго соблюдать режим приема лекарств, некоторые особенности диеты (зависит от первичного заболевания). Все пациенты с пересаженной почкой периодически обследуются с целью уточнения состояния органа. Это можно сделать как в Республике Беларусь, по месту выполнения пересадки, так и по месту жительства. После окончания реабилитации, с условием соблюдения рекомендаций нашего специалиста, пациенты способны выполнять физическую работу и упражнения в разумных пределах.

Жизнь после пересадки почки

После операции пациент сможет вернуться к полноценной жизни, активно трудиться и отдыхать, социально адаптироваться. Большинство пациентов  становятся полноценными здоровыми людьми.

От чего зависит «срок работы» пересаженной почки?

Результаты трансплантации оцениваются на основании данных о выживаемости больных после трансплантации и выживаемости трансплантированных органов (почки). Срок функционирования почки зависит от того, живым был донор или почка бралась от умершего донора, зависит также от степени совместимости, срока диализа до пересадки, от основного заболевания, приведшего к поражению почек, и других особенностей доноров и реципиентов.

Статистические результаты выживаемости больных и трансплантатов одинаковы и в Республике Беларусь и в других стран Европы.

Сколько работает пересаженная почка?

В среднем трансплантат почки от живого донора функционирует от 15 до 18 лет, а в случае трансплантации почки от умершего донора — 8–12 лет. Через 3 года после трансплантации 85 из 100 органов продолжают работать…

К сожалению, «новая» почка не всегда сможет значительно улучшить состояние сердечной функции и других жизненно важных органов у больных, доживших до последних стадий почечной недостаточности. Но отмечено , что через 100 суток после пересадки вероятность летального исхода у таких больных на 50% ниже, по сравнению с пациентами, находящимися на диализе. Продолжительность жизни реципиента и органа зависит от качества выполнения рекомендаций врача-нефролога по приему препаратов, профилактике инфекционных осложнений, образу жизни, диете.