Диагностика и лечение нарушений сна

Нарушения сна  могут быть преходящими симптомами переутомления или же признаками  серьезных заболеваний, которые нужно и можно вылечить.

В норме сон имеет две фазы:

• медленного сна (с медленными движениями глаз, когда сны не снятся),
    • быстрого сна (с быстрыми движениями глаз, в которую мы видим сновидения).

Фазы сна чередуются в течение ночи, причем к концу ночи учащаются и удлиняются периоды быстрого сна.  Эту  фазу называют парадоксальной, потому что происходит  активизация мозга  и одновременное расслабление мышц рук и ног – атония.

Фаза быстрого сна очень важна для организма. Нарушения в эту фазу сна — отсутствие нормальной атонии конечностей, кошмары, крики и движения во сне (человек может даже падать с кровати),  могут приводить к ухудшению памяти, внимания и снижению интеллекта.

Нарушения этой фазы сна характерны для нейродегенеративных заболеваний — деменции с тельцами Леви, болезни Паркинсона, а также могут развиваться на фоне  приема антидепрессантов.

Нарушения сна представлены следующими группами расстройств, которые могут встречаться одновременно:

1. инсомнии –  нарушения засыпания и качества сна;
    2. гиперсомнии – повышенная  сонливость днем;
    3. парасомнии — нарушения  фазы быстрого сна;
    4. нарушения дыхания во сне;
    5. сбой нормального чередования цикла «сон-бодрствование» вследствие нарушения биоритмов, когда человек не может заснуть ночью, например, при перелете за экватор в другой часовой пояс, при длительной работе по ночам.

Хроническая бессонница (инсомния) ведет к нарушениям умственной деятельности, возникновению других  заболеваний: артериальной гипертензии, бронхиальной астмы.

Почему нужно искать причину бессонницы?

Это важно, так как бессонница может быть следствием опасного для жизни состояния — остановки дыхания во сне (сонное апноэ). Типичные симптомы этого состояния —  сильный храп, сонливость днем, бесконечные пробуждения в течение ночи, о которых  человек может и не вспомнить утром. Эпизоды остановки дыхания часто сопровождаются скачком  артериального давления.  Имеет значение частота эпизодов апноэ в час и их продолжительность.

Сочетание храпа с апноэ во сне рассматриваются как  фактор риска развития синдрома  внезапной смерти, инсульта, ишемической болезни сердца!

У 30 % пациентов апноэ во сне приводят к появлению артериальной гипертензии, снижению физической активности, памяти и интеллекта, стойким головным болям, сексуальным проблемам. Нередко пациент не догадывается о наличии у него апноэ во сне, а жалуется на неудовлетворенность ночным сном, затруднение пробуждения.

Не стоит бездумно принимать снотворное, сначала следует  определить имеющиеся  проблемы с помощью полисомнографии в диагностических центрах Республики Беларусь.Этот современный метод обследования позволяет выявить все нарушения  сна, и, в том числе, апноэ во сне, нарушения сердечного ритма во сне, внезапные ночные эпизоды повышения артериального давления или изменения электрической активности мозга.

Полисомнография — комплексный компьютеризированный метод  мониторинга различных функций организма во время ночного сна пациента.

Регистрируемые показатели полисомнографии:

• Электроэнцефалография (ЭЭГ) регистрирует состояние электрической активности мозга, позволяет определить стадии и фазы сна.
    • Электрокардиография  (ЭКГ) выявляет нарушения  сердечного ритма, изменения возбудимости и проводимости миокарда, нарушения кровоснабжения сердца во время сна.
    • Электроокулография фиксирует движения глаз обследуемого, позволяя правильно установить фазу сна
    • Пульсоксиметрия определяет насыщения крови кислородом (сатурация кислорода) во время сна.
    • Определение дыхательного потока для выявления наличия апноэ.
    • Регистрация и анализ храпа, определение тонуса мышц полости рта.
    • Определение дыхательных движений грудной клетки и живота для установления характера апноэ (центральный или обструктивный характер).
    • Электромиограмма – исследование нервно-мышечной проводимости, определение положения тела пациента, оценка неконтролируемых движений рук и ног.
    • Видеозапись сна.

Анализ результатов полисомнографии позволяет установить причину нарушений сна и разработать тактику лечения пациента.

В наших центрах мы диагностируем, а также устраняем причины бессонницы. В частности, у нас успешно лечитсяхрап, устраняются  причины обструктивного апноэ, возникающего вследствие  особенностей строения гортани и верхних дыхательных путей, которые приводят к их сужению и окклюзии вследствие искривления  перегородки носа, увеличенных миндалин, ожирения и других факторов, которые мы поможем Вам выявить и устранить.

К сожалению, многие  не осведомлены о серьезных последствиях, к которым приводят апноэ во сне, не знают, что таким людям противопоказано назначение успокаивающих  и транквилизаторов. Не многие знают, что апноэ во сне особенно опасно для  детей и пожилых, именно у них оно ассоциируется с синдромом внезапной смерти. У детей синдром апноэ может приводить к прогрессирующему отставанию в умственном и физическом развитии.

При тяжелых формах обструктивного апноэ сна  мы проводим  СИПАП-терапию (CPAP — Continuous Positive  Airway Pressure).  Эта  аппаратная методика обеспечивая постоянное положительное давление воздуха в дыхательных путях, не дает им спадаться, поэтому  остановки дыхания не  происходит.