Лечение гиперпаратиреоза

Гиперпаратиреоз  – это  заболевание, которое развивается при повышенном образовании паратгормона паращитовидными железами  и проявляется нарушением обмена кальция и фосфора. Это заболевание входит в «тройку лидеров» среди эндокринной патологии, уступая по частоте лишь проблемам щитовидной железы и сахарному диабету.

В зависимости от первопричины заболевания гиперпаратиреоз бывает первичный, вторичный и третичный.

1. Первичный  в 2 раза чаще встречается у женщин, чем у мужчин, а в постменопаузальном периоде – в 5 раз чаще. Заболевают люди  в возрасте 20-70 лет, но наибольший пик попадает на   40-60 лет.
    2. Вторичный гиперпаратиреоз характеризуется  – повышенной секрецией паратгормона  из-за нехватки в крови кальция. Такой вариант наблюдается при  хронической почечной недостаточности.
    3. Третичный гиперпаратиреоз – это итог результат перестройки трансформации паращитовидной железы , работающей в избыточном режиме  при вторичном гиперпаратиреозе,  в опухоль   — аденому.

Знакомьтесь: паращитовидная железа

Как правило, 4  паращитовидные железы располагаются по задней поверхности щитовидной железы. Они совсем невелики —  около 5 мм диаметром и массой до 50 мг. Количество паращитовидных желез может варьировать от 3 до 12.

Паратгормон нужен для поддержания балланса кальция в крови. Он влияет на^

• костную ткань ( это депо 99% всего кальция организма),
    • почки (через которорые кальций выводится из организма),
    • кишечник, где всасывается этот макроэлемент.

Причина развития гиперпаратиреоза  не установлена. Способствующими факторами считаются интоксикация, лекарственные препараты (лития и алюминия), ионизирующее излучение и другие неблагоприятные условия окружающей среды, генетическая предрасположенность.

В 80-85 % случаев первичный гиперпаратиреоз связан с развитием аденомы паращитовидной желез.

Как проявляется гиперпаратиреоз?

Первые проявления симптомы заболевания  — это «поломка» процессов, в которых активно участвет кальций, —   мышечного сокращения, нервного проведения и свертываемости крови. Пациенты жалуются на слабость и  утомляемость, затруднения при попытке присесть, встать, подъеме  по лестнице.

Порой слабость на столько выражена, что человек становится прикованным к постели.

Из-за расслабления мышц развивается плоскостопие, которое даст о себе знать болями в стопах.   Отмечают изменения со стороны центральной нервной системы:  сонливость, апатия, депрессия; сердечно-сосудистой – склонность к брадикардии ( урежение ачастоты сердечных сокращений) и изменения на ЭКГ (укорочение QT);желудочно-кишечного тракта – диспепсия, запоры; мочевыделительной системы – полиурия и полидипсия ( человек много мочится и очент много пьет).

Из-за нарушения свертываемости крови появляются кровоизлияния в различных органах и тканях.

Из-за массивной потери кальция развиваются остеопороз, появляются боли в костях,так называемая  «утиная походка», спонтанные переломы, расшатываются и выпадают зубы, деформируется позвоночник, что приводит к уменьшению роста, корешковым расстройствам, парестезиям, параличам нижних конечностей, дисфункции тазовых органов.

В почках паратгормон усиливает обратное всасывание кальция, что   создает условия для нефролитиаза(формирования камней), чаще оксалатно- фосфатных, фосфатных и оксалатных.  Функция почек может существенно страдать, вплоть до развития осторой и хронической почечной недостаточности.

В кишечнике также усиливается всасывание кальция, что влечет за собой   развитие панкреатита, язвенной болезни  желудка и двенадцатиперстной кишки.

Язва желудка в трети случаев может быть одним единственным клиническим проявлением гиперпаратиреоза, но и эта язва может быть бессимптомной.

Возможно также избыточное отложение кальция в различных органах: суставах,  миокарде, коронарных сосудах, клапнах сердца, коже,  ушных раковинах, барабанных перепонках, конъюнктиве, роговице ( лентовидная кератопатия -отложение кальция фосфата в капсулу роговицы глаза). Порой такие отложения солей кальция могут имитировать опухоль.

Но нужно отметить, что при таком разнообразии клинических проявления, 50-80% всех случаев бессимптомны.

Как выявить гиперпаратиреоз?

После осмотра проводится клинико-инструментальное обследование.

Лабораторная диагностика. Нужно как минимум трижды проверить уровень  общего или ионизированного кальция в крови  с перерывом в 14-21 день. При лабораторном обследовании обязательно определяют    концентрацию  паратгормона в  крови дважды с перерывом в несколько недель, фосфора, хлоридов, щелочной фосфатазы.  В зависимости от клинических проявлений перечень анализируемых параметров будет расширяться.

Инструментальные методы исследования.

Для визуализации паращитовидных желез на первом этапе проводится и  ультразвуковое исследование (УЗИ).В норме паращитовидные железы на УЗИ не видны.

Но в тех случаях, когда подозревают нетипичное расположение паращитовидных желез, данных УЗИ будет мало. И выполняются компьютерная (КТ)  и магнитно-резонанская томографии (МРТ), сцинтиграфия с «Технетрилом-99mTc».

Для оценки состояния костной ткани проводят денситометрию .

Лечение гиперпаратиреоза

Эффективность хирургического лечения составляет 95-98 %.

Концентрации кальция и паратгормона в крови нормализуется уже через несколько часов  после операции, а фосфора и щелочной фосфатазы на протяжении полугода.  Плотность костной ткани  улучшается через 6-12 месяцев после операции, язвенная болезнь не рецидивирует, прекращается образование камней в почках.

Человек возвращается к полной активной жизни.

Альтернативный метод лечения– склеротерапия (чрезкожное введение этанола или кальцитриола под контролем УЗИ) – исользуется, когда невозможно хирургически удалить паращитовидные железы из-за грубой  сопутствующей патологии или  высокого риска развития осложнений.

При субклиническом  гиперпаратиреозе (когда нет внешних проявлений заболевания) и небольшом размере образования паращитовидной железы  лечение не показано, нужно периодически проходить компдексное обследование.

Почему стоит приехать для лечения в Беларусь?

Белорусскими врачами накоплен уникальный выявления гиперпаратиреоза и лечения пациентов с этим заболеванием. Высококвалифицированные специалисты, многолетний опыт лечения пациентов с такой патологией, современное оборудование и передовые технологии лечения – вот  главные козыри наших специалистов.